Эдвард Бернейс (англ. Edward Louis Bernays) (1891—1995) — американский маркетолог, один из крупнейших специалистов по PR. Внёс значительный вклад в создание современной науки массового убеждения, основанного не на разуме, а на манипуляции подсознательными чувствами и импульсами. Был австро-американским «пионером» в области связей с общественностью и пропаганды — как говорилось в некрологе, «отцом общественных отношений». Бернейс объединил идеи о психологии толпы Гюстава Лебона (1841—1931) и Уилфреда Троттера (1872—1939) с психоаналитическими идеями своего дяди Зигмунда Фрейда.
Термин Бернейза «Производство согласия» означает искусное управление обществом ненасильственными методами. Силу этого искусства Бернейз постиг ещё во время Первой Мировой, когда работал в комитете по общественным связям при администрации президента Вильсона. Задачей комитета была необходимость убеждения американцев в необходимости вступить в войну ради защиты демократии. Впоследствии, когда слово "пропаганда" прочно утвердилось за немцами, Эдвард Бернейз ввёл термин «связи с общественностью», или PR (Public relations). Оказалось, с точки зрения пиара, продать обществу войну не сложнее, чем продать автомобиль.
|