© Студия «25-й кадр», 2000-2024г.
|
Афоризмы по темам
НаукаАфоризмы на тему «Наука»Наука — обмен неведения, где лишь одно незнание сменяется другим. Пределы наук походят на горизонт: чем больше подходят к ним, тем более они отодвигаются. Факты в науке — то же, что опыт в общественной жизни. Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации учёных или сотни и тысячи исследователей, придерживавшихся господствующих взглядов. Учёные — те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечёт их чувство. Сложным и кружным путём развивается научная истина, и далеко не всё научное мировоззрение служит её выражением. Победа какого-нибудь научного взгляда и включение его в мировоззрение не доказывает ещё его истинности. "Научное мировоззрение" не является синонимом истины точно так же, как не являются ею религиозные или философские системы. Великая трагедия науки — уродливый факт способен погубить прекрасную гипотезу. Главный инструмент любого исследователя — это его мысль. И всё то, что мы определяем словом «эффективность учёного», в итоге определяется такими хрупкими понятиями, как вдохновение, раскованность, сосредоточенность, творческий подъём, рабочее настроение. Только противоречие стимулирует развитие науки. Его надо подчёркивать, а не замазывать. История науки воскрешает перед нами захватывающую картину проникновения человеческого гения в глубочайшие тайны мира, величайшие проявления человеческого интеллекта и примеры борьбы во имя истины. Прежде, чем примириться с мыслью о чуде, надо попытаться применить любое другое объяснение; ведь с того момента как мы для объяснения прибегаем к идее сотворения, прекращается всякое научное объяснение. Единственный способ определить границы возможного — выйти за эти границы. Важнейшая наука для царей: Невежда также в ослепленье Атом должен быть рабочим, а не солдатом. Жизнь человека не вечна, но наука и знания переступают пороги столетий. Ввиду краткости нашей жизни мы не можем позволить себе роскошь заниматься вопросами, не обещающими новых результатов. Нельзя делать научную карьеру на одной порядочности. Это неминуемо приведёт к тому, что не будет ни науки, ни порядочности. Верховным судьёй всякой физической теории является опыт. Без экспериментаторов теоретики скисают. Главное в физике — это умение пренебрегать. В естественной науке принципы должны подтверждаться наблюдениями. Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением. Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт — только средства, только способы собирания материалов для разума. Науки юношей питают, В научной работе превосходство обеспечивает не компетентность в технике, а характер человека. Барьеры существуют не столько в самой природе, сколько в наших знаниях. Наука начинается там, где начинается классификация. Наука — это не фантастика, но наука не может существовать без фантастики. Фантазия помогает нам мыслить. Одни голые факты ещё ничего не значат. Всякие факты надо осмысливать. Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов. То, что в одном веке считают мистикой, в другом становится научным знанием. Сложность (как это нередко бывает) ошибочно принимается за глубину. Кто успевает в науках, но отстаёт в нравах, тот более отстаёт нежели успевает /Латинская поговорка/. Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней. Наука — это кладбище гипотез. Три стадии признания научной истины: первая — «это абсурд», вторая — «в этом что-то есть», третья — «это общеизвестно». Если учёный не может объяснить уборщице, которая убирается у него в лаборатории, смысл своей работы, то он сам не понимает, что он делает. Учёный описывает природу; мудрец же — объясняет её. Воздухоплавание не было ни наукой, ни отраслью промышленности. Оно было чудом. Науки можно вызубрить, но мудрость — никогда! Современные учёные мыслят глубоко вместо того, чтобы мыслить ясно. Чтобы мыслить ясно, нужно обладать здравым рассудком, а мыслить глубоко можно и будучи совершенно сумасшедшим. Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчёт, и, уже в конце концов, исполнение венчает мысль. Науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются и преподаются в меру, смотря по состоянию людей и по надобности, какую всякое звание в них имеет. Излишество их, равно как и недостаток, противны истинному просвещению. |